Изменения в обучении детей с ОВЗ и инвалидов
Новые правила обучения детей с ОВЗ с 1 марта 2025 года

С 1 марта 2025 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятые Государственной Думой 23 июля 2024 года. Эти поправки касаются организации образовательного процесса в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Письмо Минпросвещения России от 24.12.2024 № АБ-4018/07 «О направлении информации»
Комплексный подход в организации инклюзивного образования. Нововведения (Дробышева Е.А., 2025 г.)
Адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Одним из ключевых аспектов обновлений является создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
➦ Согласно изменениям в части 6 статьи 28, теперь образовательные организации обязаны «создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии».
Это требование также поддерживается Федеральным стандартом оценки качества образования (ФГОС), который стремится учесть индивидуальные особенности каждого учащегося, включая тех, кто имеет особые образовательные потребности.
На что обратить внимание:
- Создание специальных условий: организации должны обеспечить доступ к адаптированным программам, что включает методическую помощь при разработке индивидуальных учебных планов. Это помогает минимизировать образовательные барьеры и облегчить интеграцию детей с ОВЗ в общий образовательный процесс.
Условия организации обучения на дому
Изменения уточнили порядок и условия, при которых возможна организация обучения на дому для детей с определёнными заболеваниями.
➦ Согласно изменению в части 5 статьи 41, новые требования для домашнего обучения включают необходимость предоставления письменных заявлений от родителей и медицинских заключений, что соответствует Приказу Министерства образования и науки РФ № 14 от 29 января 2014 года о порядке организации обучения на дому.
Мониторинг и поддержка
Изменения также включают обязательство центров психолого-педагогической помощи осуществлять мониторинг эффективности образовательных программ.
➦ Часть 7 статьи 42 утверждает, что центры должны: «осуществлять мониторинг эффективности, оказываемой организациями психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям». Это подразумевает активное взаимодействие с образовательными организациями для повышения качества обучения.
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Создание психолого-медико-педагогических комиссий при центрах позволяет своевременно выявлять детей с отклонениями в развитии и предоставлять рекомендации по организации их обучения.
➦ Согласно части 5 статьи 42, комиссии будут проводить «психолого-медико-педагогическое обследование», что позволит предоставлять актуальные рекомендации для установления индивидуального образовательного маршрута для каждого учащегося.
Принципы реализации изменений
1. Инклюзивное образование.
➦ Согласно новым требованиям, образовательные организации должны переходить к инклюзивным моделям обучения, учитывающим потребности всех учащихся. Это включает использование адаптированных материалов и методов, которые позволяют интегрировать детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс.
2. Партнерство.
➦ Образовательные учреждения должны налаживать сотрудничество с медицинскими и социальными службами для обеспечения полного спектра поддержки для обучающихся и их семей.
Это подразумевает взаимодействие с различными федеральными и региональными органами власти, руководствуясь Федеральным законом № 442-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
3. Подготовка педагогов.
➦ С учетом изменений, необходимо усиление подготовки педагогических кадров в области работы с детьми с особыми потребностями, включая повышение квалификации и внедрение специализированных программ.
Заключение
Изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» направлены на создание более доступной и качественной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные организации должны предпринять необходимые меры для эффективного внедрения этих изменений. Это не только улучшит учебный процесс, но и позволит каждому ребенку получить образование, соответствующее его потребностям.
Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ:
№1023 ОТ 24.11.22 Приказ об утверждении АООП НОО ОВЗ. Скачать.
Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. СКАЧАТЬ.
Конвенция о правах инвалидов. Скачать.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016г № ВК-452/07 О введении ФГОС ОВЗ
Постановление № 26 от 10.07.2015г Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):
-для детей с задержкой психического развития
- для умственно отсталых детей /07.pdf
Локальные акты по внедрению ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ:
Положение о рабочей группе по введению ФГОС НОО ОВЗ. Скачать.
Положение об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Усть – Быстрянской средней общеобразовательной школе. Скачать.
План-график («Дорожная карта») мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Скачать.
Приказ от 09.06.2016 №429.PDF Учебные планы для НОО с ОВЗ
Методические рекомендации по организации и проведению педагогического совета, семинара для педагогов образовательных учреждений по организации инклюзивного образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. Скачать.
Положение о системе оценивания детей с ОВЗ. Скачать./polozhenie_o_sisteme_ocenivanija_ovz.docx
Методические рекомендации по организации и проведению ГИА-9 и ГИА-11 в форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ













